ИСТОРИЯ ВЫШИВКИ
Культуролог Есения Асанова продолжает рубрику «История вышивки», и на этот раз, расскажет об искусстве вышивки на Руси, о ее сакральных смыслах и магии цветов.
Искусство вышивки на Руси: сакральные смыслы, магия цветов”
Особое значение вышивка имела в культуре славян. На Руси этот вид искусства, как свидетельствуют археологические находки, появился в IX-X веках. Самой ранней из сохранившихся на Руси вышивок X века считается черниговская, обнаруженная в кургане Чёрная могила: это вышивка растительного орнамента, выполненная на привозной шёлковой ткани золотой нитью.
Вышитые ткани
XI- XIII веков были обнаружены при раскопках в северных областях Руси – в Вологодской, Новгородской, Псковской, Архангельской землях. За давностью лет установить точные названия орнаментов и мотивов древнерусской вышивки не удалось: через несколько столетий один и тот же орнамент в разных регионах России стал носить разные названия. Но выявлены наиболее устойчивые элементы вышивки, сохранившиеся со времён языческой Руси: геометрические фигуры, образы птиц, зверей, дерева, женщины и всадников. Первые орнаменты состояли из геометрических узоров: ромбов, квадратов, треугольников, крестов, розеток.
Вышивка имела не только функцию приятную глазу, но и оберегающую. Самые безопасные, доступные и удобные для изготовления оберегов материалы – это обыкновенные нитки: шерстяные, льняные, хлопковые. В восприятии людей он символизировал защиту человека от злых сил и располагался по краям одежды: у ворота, на концах рукавов, по низу рубахи, сарафана. Пояса тоже были преимущественно красного цвета.
Главное в вышивке-обереге - цвет и узор. Цветовая гамма должна соответствовать той части спектра, которую вышивка призвана защищать. Преобладающим было сочетание красного и белого цветов. Однако в Вятке (Кирове) мастерицы любили и синие цвета. Так, красный цвет был символом тепла, огня, крови.
Они являли собой также круг, который защищал человека «от сглаза». Вышивка всегда выполнялась красными нитками по белой ткани. Это был естественный символ сочетания тепла и крови с цветом молока и семени, то есть бело-красное, как мужское и женское – гармония жизни. Эти символы были обязательны в костюме жениха и невесты. Жёлтый цвет – это символ солнца, богатства осени. Но к этому цвету было двойственное отношение, так как солнце может высушивать, выжигать землю, нести не только добро, но и зло. Жёлтый – это и огонь пожара. Синий цвет – цвет неба, воды; это таинственный, неземной цвет. Он вызывает ассоциации с подводным миром. К нему тоже было двойственное отношение: небо и вода – это прекрасно, но подводный мир непредсказуем, мало изучен. В природе, в камнях он встречался нечасто, поэтому был цветом мечты. Итак, красный, белый, жёлтый и синий наиболее часто встречаемые в народном костюме. Чёрный – это цвет мрака, несчастья, но он же был и как фон на яркой вышивке, так как создавал контраст. Смешение синего и жёлтого давал зелёный цвет, который был благоприятен для организма человека. Это цвет весны, пробуждающейся природы. Народные лекари, знахари использовали цвета и в лечебных целях. Например, при кори и краснухе надевали на больных красную одежду, поскольку она соответствовала красному цвету кожных высыпаний при этих болезнях, при желтухе надевали жёлтую рубашку.
Народные мастера знали символику цвета и использовали естественные красители, но во второй половине XIX века химики сделали открытия, связанные с получением искусственных красителей, которые придавали тканям яркие, насыщенные цвета.
В XX веке синтетические красители стали очень доступными, и цвета костюмов перестали выполнять функцию носителей информации. В одежде массового производства произошла “десакрализация” цветов. Получила распространение одежда монохромная, серая, чёрная. В современном костюме символика цвета не совпадает с тем, что было в народном. Цвета утратили возможность идентификации человека. Таким образом, произошла эволюция эстетики костюма, связанная с эволюцией человека.
Культуролог Есения Асанова продолжает рубрику «История вышивки», и на этот раз, расскажет об искусстве вышивки на Руси, о ее сакральных смыслах и магии цветов.
Искусство вышивки на Руси: сакральные смыслы, магия цветов”
Особое значение вышивка имела в культуре славян. На Руси этот вид искусства, как свидетельствуют археологические находки, появился в IX-X веках. Самой ранней из сохранившихся на Руси вышивок X века считается черниговская, обнаруженная в кургане Чёрная могила: это вышивка растительного орнамента, выполненная на привозной шёлковой ткани золотой нитью.
Вышитые ткани
XI- XIII веков были обнаружены при раскопках в северных областях Руси – в Вологодской, Новгородской, Псковской, Архангельской землях. За давностью лет установить точные названия орнаментов и мотивов древнерусской вышивки не удалось: через несколько столетий один и тот же орнамент в разных регионах России стал носить разные названия. Но выявлены наиболее устойчивые элементы вышивки, сохранившиеся со времён языческой Руси: геометрические фигуры, образы птиц, зверей, дерева, женщины и всадников. Первые орнаменты состояли из геометрических узоров: ромбов, квадратов, треугольников, крестов, розеток.
Вышивка имела не только функцию приятную глазу, но и оберегающую. Самые безопасные, доступные и удобные для изготовления оберегов материалы – это обыкновенные нитки: шерстяные, льняные, хлопковые. В восприятии людей он символизировал защиту человека от злых сил и располагался по краям одежды: у ворота, на концах рукавов, по низу рубахи, сарафана. Пояса тоже были преимущественно красного цвета.
Главное в вышивке-обереге - цвет и узор. Цветовая гамма должна соответствовать той части спектра, которую вышивка призвана защищать. Преобладающим было сочетание красного и белого цветов. Однако в Вятке (Кирове) мастерицы любили и синие цвета. Так, красный цвет был символом тепла, огня, крови.
Они являли собой также круг, который защищал человека «от сглаза». Вышивка всегда выполнялась красными нитками по белой ткани. Это был естественный символ сочетания тепла и крови с цветом молока и семени, то есть бело-красное, как мужское и женское – гармония жизни. Эти символы были обязательны в костюме жениха и невесты. Жёлтый цвет – это символ солнца, богатства осени. Но к этому цвету было двойственное отношение, так как солнце может высушивать, выжигать землю, нести не только добро, но и зло. Жёлтый – это и огонь пожара. Синий цвет – цвет неба, воды; это таинственный, неземной цвет. Он вызывает ассоциации с подводным миром. К нему тоже было двойственное отношение: небо и вода – это прекрасно, но подводный мир непредсказуем, мало изучен. В природе, в камнях он встречался нечасто, поэтому был цветом мечты. Итак, красный, белый, жёлтый и синий наиболее часто встречаемые в народном костюме. Чёрный – это цвет мрака, несчастья, но он же был и как фон на яркой вышивке, так как создавал контраст. Смешение синего и жёлтого давал зелёный цвет, который был благоприятен для организма человека. Это цвет весны, пробуждающейся природы. Народные лекари, знахари использовали цвета и в лечебных целях. Например, при кори и краснухе надевали на больных красную одежду, поскольку она соответствовала красному цвету кожных высыпаний при этих болезнях, при желтухе надевали жёлтую рубашку.
Народные мастера знали символику цвета и использовали естественные красители, но во второй половине XIX века химики сделали открытия, связанные с получением искусственных красителей, которые придавали тканям яркие, насыщенные цвета.
В XX веке синтетические красители стали очень доступными, и цвета костюмов перестали выполнять функцию носителей информации. В одежде массового производства произошла “десакрализация” цветов. Получила распространение одежда монохромная, серая, чёрная. В современном костюме символика цвета не совпадает с тем, что было в народном. Цвета утратили возможность идентификации человека. Таким образом, произошла эволюция эстетики костюма, связанная с эволюцией человека.